Текстовая версия выпуска
Чтобы посадить и припарковать один пассажирский самолет требуются усилия сразу 4 авиадиспетчеров! Это выяснила патрульная РР Ксения Золотарёва после того, как побывала на вышке радиообмена донского аэропорта. Попасть туда и посмотреть, кто и как обеспечивает безопасность полетов над Ростовом, – большая редкость. Нашего корреспондента по случаю Международного дня авиадиспетчеров пустили в святая святых аэропорта.
Небо над Россией круглосуточно регулирует Госкорпорация по Организации Воздушного движения. Над Ростовом пассажирские самолеты сопровождает служба движения аэропорта Ростов-на-Дону. Работают в три смены. Каждая начинается с брифинга. На нем диспетчеры получают расписание рейсов и сводку о погоде. В течение дня метеосводки, как правило, корректируются в том числе благодаря экипажам. Диспетчер первого класса Владислав Руднев пояснил, что сведения о той же турбулентности можно получить только с самолета.
(слушайте в подкасте)
Остальная информация в избытке выводится на экраны довольно громоздких терминалов, за которыми сидят диспетчеры. На локаторе отображены все воздушные суда над Ростовом и его окрестностями. От уже приземлившихся до тех, которые на высоте 12 километров. Но непосредственный радиообмен диспетчеры аэропорта ведут только с самолетами, которые заходят на посадку или взлетают из Ростова. Их юрисдикция это воздушный цилиндр диаметром 200 километров и высотой пять с половиной.
(слушайте в подкасте)
Первым на связь выходит диспетчер подхода, к этому моменту самолет находится на высоте 5400 метров. Как только борт снижается до полутора тысяч, его начинает вести диспетчер круга. Чтобы не бликовали экраны, специалисты работают в темном помещении.
Далее при благоприятной погоде судно передают диспетчеру посадки. А тот в свою очередь диспетчеру руления, который определит рулежную дорожку и место стоянки. Эти сотрудники находятся на вышке с панорамным видом на аэродром, полосу и перрон. При плохой погоде именно диспетчер круга выделит самолету зону ожидания. Если командир экипажа примет решение ждать благоприятных условий. Решение о взлете, посадке или уходе на запасной аэродром принимает именно он, - пояснил руководитель полетов Андрей Оноколов.
(слушайте в подкасте)
За терминалом без перерыва каждый диспетчер проводит не более двух часов. Дольше нельзя – падает концентрация внимания и можно допустить роковую ошибку. В часы пик подменного диспетчера можно вызывать чаще. В Ростове самое напряженное время - до полудня и после 6 вечера. Ежечасно приходится сопровождать до 4 самолетов. Радио обмен приходится вести на русском и английском. При чем не только в рамках регламентированных фраз. - рассказал заместитель начальника службы движения аэропорта Ростов на Дону Олег Афанасьев
(слушайте в подкасте)
Помимо терминалов с локаторами у диспетчеров на старте и посадке есть дополнительное оборудование – бинокль. Аналоговый оптический прибор нужен для наблюдения за состоянием взлетной полосы, птицами, которые могут стать большой проблемой. А так же за самолетами, на случай если пилот, например, не убрал или не выпустил шасси.
Я же добавлю, что на подготовку первоклассного диспетчера гражданской авиации уходит не менее шести лет. Все начинают с руления и только после многочисленных стажировок получают право регулировать движение именно в воздухе.