Текстовая версия выпуска
412-й Ростовский завод гражданской авиации под угрозой закрытия. Городской аэропорт и аэродром через два года прекращают свою деятельность – из-за строительства «Южного хаба». У завода и ростовского аэропорта общая взлётно-посадочная полоса. Если аэропорт закроют, то предприятие не сможет принимать воздушные судна. Завод авиации – крупнейший на Юге России по капитальному ремонту военно-транспортных самолётов. Там работает около тысячи человек, в случае закрытия их уволят. На 412-м побывали патрульные. Они узнали, в каком состоянии завод и есть ли надежда на его спасение.
Завод гражданской авиации основали в пятидесятых. Тогда из Германии по условиям послевоенной репарации вывезли частями огромный ангар. Одна из частей оказалась в Ростове и стала первым помещением 412-го. Немецкий ангар похож на купол цирка – в отличие от других, в нём нет сварных соединений и центральных опор. Здесь располагается цех окончательной сборки самолётов. Завод занимает шестьдесят гектар, это как двенадцать Театральных площадей. 412-й начинал с ремонта моделей АН-2 – в простонародье кукурузников. Расцвет предприятия пришёлся на шестидесятые, вспоминает председатель профсоюзного комитета завода Владимир Сергиенко.
(слушайте в подкасте)
В Советское время на заводе работали порядка трёх тысяч человек. Они ежемесячно приводили в порядок три десятка самолётов. Сейчас 412-й не выпускает и половины, а в его штате лишь тысяча работников. Большинство трудится на предприятии всю жизнь. Молодежи почти не осталось – из-за нависшей угрозы закрытия. Сам завод словно застыл во времени: на стенах - советские лозунги и плакаты с Гагариным. Сегодня у 412-го на ремонте всего три самолёта. Над каждым трудится почти четыреста инженеров и техников. Вместе с зам.директора завода Вартаном Бабиевым мы поднимаемся в разобранное судно – от него остался только пустой фюзеляж.
(слушайте в подкасте)
На капитальный ремонт одного самолёта уходит больше полугода. За это время судно почти полностью обновляют – от рукомойника до штурвала. Также успевают разобрать и собрать мозг самолёта – навигационное оборудование. В этом цехе убирают дважды в день, чтобы избежать лишней пыли. Кроме того, здесь поддерживают особый температурный режим. Удивительно, но в цехах ремонта навигации нет ни одного компьютера. Все расчёты - по старинке, вручную. К каждому аппарату прилагается целый талмуд подробных инструкций. Самая ответственная работа – ремонт чёрных ящиков. На самом деле они оранжевые и полукруглые, рассказал инженер Александр Ткаченко.
(слушайте в подкасте)
После сборки самолёт тестируют на земле и в небе. Полеты, как правило проходят, в районе Семикаракорска и Багаевки. Там пилот совершает всевозможные виражи, проверяет двигатель и навигационное оборудование. Лишь после этого самолёт отбывает к заказчику – МВД, ФСБ или Министерству обороны. А еще 412-й – единственное предприятие в России, где еще ремонтируют пассажирские ТУ-134 – их не производят с конца 80-х.
Теперь уникальный завод может закрыться. Как и ростовский аэропорт, он принадлежит частникам – группе компаний «Агроком». Руководство завода направило жалобу в Федеральную антимонопольную службу на приватизацию аэропорта и взлётно-посадочной полосы. Чиновники хранят молчание, а завод не получает заказы – рассказал глава предприятия Мухадин Коблев.
(слушайте в подкасте)
После капремонта завод предоставляет самолёту двухлетнюю гарантию. Если заказ принимать в этом году, то теоретически судно может вернуться обратно – например, в 2017-м. Как раз тогда, когда аэропорт закроется и взлётно-посадочная полоса будет недоступна. По мнению Коблева, есть два варианта спасения завода – его перенос на территорию «Южного хаба» либо аренда полосы. И то, и другое – многомиллиардные инвестиции, и собственники вряд ли пойдут на это. Если власти не вмешаются, то предприятие с полувековой историей перестанет существовать.
Добавлю, компания «Праймери-Дон» (она тоже входит в «Агроком») подала жалобу в ФАС и по поводу строительства аэропорта «Южный». Бизнесмены считают, инвестора для будущего хаба выбрали не по конкурсу, а в кулуарах областного правительства. Это нарушает закон «О частно-государственном партнерстве». Многие специалисты утверждают – даже если жалобу признают обоснованной, на сроках строительства объекта это не скажется. Предстоящий Чемпионат мира по футболу не позволит ставить под вопрос такой дорогостоящий и важный проект.