Текстовая версия выпуска
В Ростове – настоящий этнический бум. В последнее время стали чаще проводить концерты и фестивали, посвящённые фольклору, экзотической и старинной музыке, горловому пению и в целом этнокультуре. Мы решили не отставать и найти в Ростове пять редких и уникальных музыкальных инструментов, играют на которых единицы. Что получилось в итоге, - расскажет Мария Погребняк.
Колёсная лира – инструмент родом из позднего Средневековья. Похожа на громоздкую прямоугольную гитару с коротким грифом. На лире три толстые металлические струны. Звук создаётся за счёт деревянного колеса, натёртого канифолью. К нему сбоку прикручена ручка, которую крутит музыкант. Одновременно он нажимает на клавиши на грифе.
В России лира появилась в 16-м веке, казаки называли её «рылей». Музыканты становились хроникерами своего времени – бродили по сёлам и сообщали последние новости в форме песен и былин. Исчезли лирники в начале 20-го века, рассказал этнический музыкант Евгений Ербенев.
(слушайте в подкасте)
Аутентичную лиру – из ели и бука – изготавливают лишь несколько мастеров. Обойдётся такой инструмент в 30-40 тысяч рублей.
Диджериду – двухметровая полая труба из эвкалипта или бамбука. Один из старейших духовых инструментов в мире, его придумали австралийские аборигены. Они играли на нём во время своих обрядов и впадали в транс. Диджериду гудит и вибрирует на одной ноте.
Играть на диджериду довольно сложно – надо делать вдох одновременно с выдохом. Этого можно достичь за счёт надутых щёк, объяснил музыкант и основатель мастерской этнических ремёсел «Степной дух» Валентин Шкандыбин.
(слушайте в подкасте)
Современные западные музыканты часто используют диджериду для битбокса – издают ртом ритмичные звуки.
Гусли – русский вариант греческой кифары. Появились в 10-м веке. На деревянной доске в форме крыла или шлема натянуты струны – в Древней Руси их делали из кишок. Репертуар гусляра зависит от их количества: если струн больше десятка, то музыкант играет былины с долгими переборами.
Играют на гуслях не только сидя, пощипывая струны. Инструмент часто ставят на ребро на манер гитары. Когда-то гусли исполняли и терапевтическую функцию. Например, под хулиганские частушки русские мужики проводили кулачные бои, рассказал гусляр Александр Петин.
(слушайте в подкасте)
Гусли, как и лира, ушли из обихода на рубеже 19-20 веков. Возрождать культуру исполнения на них стали относительно недавно, в Москве и Питере появились первые школы игры на гуслях.
Золфа – одно из последних творений техно-шамана и ростовского экспериментатора Эдуарда Срапионова, в миру – Папы Срапы. Он делает собственные электронные инструменты из всего, что попадётся под руку – от современных микросхем до деталей советских телевизоров. Золфа – небольшая коробочка с ручками – издаёт довольно специфичные звуки.
Папа Срапа собирает свои синтезаторы только на основе аналоговых схем – по его словам, цифровые устройства коверкают звук.
(слушайте в подкасте)
Особенность золфы в том, что можно не только крутить ручки, но и извлекать звук с помощью прикосновений к специальным железным штырькам.
Раф-драм – экзотичный инструмент, смахивающий на летающую тарелку. Состоит из двух металлических полусфер с фигурными прорезями. Это эволюция ханга – швейцарского произведения ударного инструмента.
Играют на рафдраме руками или палочками с мягкими наконечниками. Это простейший в освоении инструмент, уверяет музыкант Олег Ромашкин.
(слушайте в подкасте)
Достать такой инструмент довольно сложно – в России его делают лишь несколько человек, и один экземпляр обойдётся в 80 тысяч рублей.
Добавлю, посмотреть на все описанные нами инструменты можно в наших группах в социальных сетях.