Текстовая версия выпуска
19 часов займет эвакуация всех автомобилей из Ростова в случае наводнения или химической аварии. Это посчитал выпускник архитектурно-строительной академии ДГТУ Кирилл Ручко. Он также смоделировал оптимальные пути спасения в случае масштабной катастрофы. Они позволяют покинуть зону чрезвычайной ситуации за существенно меньшее время. С изысканиями четверокурсника познакомился патрульный РР Сергей Грицук.
До сих пор никто не задумывался, сколько нужно времени, чтобы покинуть город в случае катастрофы. Сотрудников МЧС наш вопрос привел в недоумение. Впоследствии его объяснил Вячеслав Зименко, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» ДГТУ. По словам ученого, у спасателей есть лишь план эвакуации до ближайшего развернутого пункта МЧС.
(слушайте в подкасте)
Бакалавр ДГТУ Кирилл Ручко нашел ответ с помощью программы испанских разработчиков “Aimsun”. Он загрузил в нее карту дорог с заданными параметрами и смоделировал транспортные потоки с разной степенью загруженности. Затем, чтобы создать штатное расписание эвакуации, Кирилл разделил Ростов на 9 условных зон – по количеству выездов из города. Самыми проблемными оказались центральные районы: на спасение через Ворошиловский и Темерницкий мосты уйдет 19 часов. В самом выгодном положении оказались жители Александровки: у них в три раза меньше времени, чтобы уехать через Аксайский мост и трассу М4.
На время эвакуации каждого района влияют его заселенность, пропускная способность внутригородских дорог и трассы, куда в итоге съезжаются автомобили. Согласно расчетам Ручко, на 2 восточных выезда – с Шолохова и 40-летия Победы – приходится по 6 и 4 тысячи машин в час соответственно. Оттуда автомобили едут по М4 в сторону Москвы либо Краснодара. У эта федеральной магистрали хорошая пропускная способность. Северные выезды – с улиц Особенной, Беляева и Орской – принимают по 2 тысячи машин каждый, больше узкие улицы не потянут. Примерно 2,5 тысячи автомобилей проедут за час через Дон по Ворошиловскому и Темерницкому мостам, но затем они сольются в один поток на Левом берегу, что составит уже 5 тысяч в час – предел для данной магистрали. Выезды из Западного предусматривают 4,5 тысячи машин в час – в направлении Таганрога, и 3,5 тысячи – на Азов.
С учетом подобных вычислений неоспоримое преимущество получают жители новых микрорайонов Суворовский и Платовский. В обычных условиях им долго добираться с окраины до центра, зато в случае чрезвычайной ситуации они, как и жители Александровки, быстро покинут город. Цель подобных изысканий – уравнять спальные районы с центром и уменьшить среднее время эвакуации, - объясняет Кирилл Ручко.
(слушайте в подкасте)
Молодой ученый рекомендует перенаправить часть транспортного потока из центра на восток и увеличить время зеленого светофора для основных магистралей, а также открыть встречные полосы для движения на выезд из города. Благодаря этим мерам среднее время на эвакуацию сократиться на пару часов.
Расчеты Кирилла легли в основу его дипломной работы, но он собирается продолжить свои изыскания и смоделировать ситуацию в масштабах уже страны. Впоследствии это поможет написать ГОСТ и составить инструкцию для применения полученных расчетов на практике.