Текстовая версия выпуска
Дефицита продуктов и роста цен в магазинах из-за введения дорожных сборов с водителей-дальнобойщиков ждать не стоит, заверил в Ростове федеральный министр транспорта Максим Соколов. Он посетил наш город в эти выходные и вместе с губернатором Василием Голубевым осмотрел местный офис компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» - она оператор новой системы сборов «Платон». Пока в нашем городе это единственное отделение. Как работает «Платон» и почему последствия ее внедрения могут сказаться на нас всех, - разбиралась Мария Погребняк.
Российский «Платон» к античному философу отношения не имеет. Это игра слов: «плата» и «тонны». Обошлась система разработчикам в 29 миллиардов рублей. Из них: 27 – это кредит «Газпромбанка», остальное – деньги акционеров. Концессионное соглашение «Транспортных систем» с Федеральным дорожным агентством заключено на 13 лет. До следующего марта водители фур будут отдавать за километр 1 рубль 52 копейки. А с марта и до конца декабря 2018-го тариф составит 3 рубля 6 копеек.
Чтобы зарегистрироваться в системе, например, частнику, надо зайти на сайт «Платона» и отправить на электронную почту номер расчётного счёта и отсканированные страницы документов – ИНН, техпаспорта на машину, свидетельства о регистрации ИП и обычного паспорта. И уже через несколько дней можно получить личный кабинет. Владелец фуры должен будет либо взять в офисе бортовое устройство либо воспользоваться маршрутной картой. Устройство выдаётся бесплатно, с гарантией на три года. Оно небольшое, подключается к прикуривателю, имеет индикаторы, отвечающие за баланс, связь и количество спутников. Счётчик списывает деньги в режиме он-лайн, он оснащён двумя модулями - ГЛОНАСС и GPS. Пополнить баланс можно в специальных терминалах – их около четырёхсот по России.
Сам прибор нужен далеко не всем перевозчикам. По словам разработчиков, частникам лучше использовать маршрутные карты. Водитель заходит в личный кабинет, составляет себе маршрут и сразу же его оплачивает. Если что-то изменится, он может отменить свою поездку через Интернет или - позвонив на горячую линию «Платона». Другое дело – крупные компании-перевозчики, - объяснил нам ведущий специалист компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Олег Кириллов.
(слушайте в подкасте)
Попытка федеральных властей в преддверии запуска «Платона» снизить тариф почти наполовину не помогла избежать социальной напряженности. 11 ноября дальнобойщики провели всероссийскую забастовку. Они считают систему сборов сырой и опасной для малого и среднего бизнеса. В Ростовской области акция протеста обернулась 15-километровой пробкой на трассе М-4 «Дон» в районе хутора Ленина. В ответ министр транспорта России Максим Соколов призвал не воспринимать водителей серьезно. По его мнению, в числе недовольных лишь частные и неорганизованные перевозчики.
(слушайте в подкасте)
Также опроверг министр и прогноз возможных перебоев с продуктами в торговых сетях, что приведет в свою очередь к росту цен. Накануне некоторые крупные ритейлеры (в том числе группа компаний X 5) заявили, что треть машин до сих пор не оборудована бортовым устройством. А в Гильдии логистических перевозок заявили, что часть компаний с 15-го ноября приостановит свою деятельность, потому что не знает, как работать в новых условиях. Ростовский дальнобойщик Владимира Ивченко подтвердил в интервью нашей радиостанции, продукты действительно подорожают в ближайшее время.
(слушайте в подкасте)
Смущает перевозчиков и штраф за отказ работать по новым правилам. За бесплатный проезд по трассам водитель должен будет заплатить 5 тысяч рублей, индивидуальный предприниматель – 40 тысяч, а компаниия - почти пол миллиона. С 15-го ноября штрафы действуют пока лишь в Московской области, но с мая следующего года взимать деньги за неподключенные к «Платону» фуры начнут и в остальной России. Дальнобойщик Александр Гнатенко уверен: мелких частников постепенно вытеснят с рынка перевозок.
(слушайте в подкасте)
По данным разработчиков, в системе «Платон» зарегистрированы более 400 тысяч автомобилей и около 40 тысяч кгрузоперевозчиков – это около 40 процентов участников рынка. По предварительным расчётам, после запуска системы - российская казна будет ежегодно получать по 50 миллиардов рублей, что позволит за 4 года привести федеральные трассы в порядок.
В ближайших планах компании-оператора оборудовать российские дороги бОльшим количеством специальных считывающих рамок – они контролируют своевременность оплаты. Также следят за соблюдением новых правил специальные машины с бортовыми компьютерами в салонах. К слову, в Европе подобная система сборов действует уже давно. И там, как утверждают российские чиновники, плата за километр на порядки выше.