Текстовая версия выпуска
На 20 процентов выросли в среднем цены с начала года. Таковы официальные данные Росстата. При этом данные официальной статистики и меняющиеся ценники на прилавках магазинов не совпадают: на самом деле все стало гораздо дороже. Почему это происходит, обсудили на круглом столе в Ростове донские чиновники и предприниматели.
Тех и других выслушал Глеб Диденко.
К ответу в «Медиа-С» призвали практически всех участников потребительской цепочки, правда, в обратном порядке. Первым взял слово глава департамента потребительского рынка, Андрей Иванов (он, кстати, слушать позицию бизнеса не стал и сразу после выступления ушел). По его мнению, государство сдерживать рост цен не может - не хватает реальных механизмов воздействия.
(слушайте в подкасте)
При этом едва ли не основной причиной того, что россиянам приходится доставать из карманов на кассе супермаркетов все больше денег, Иванов назвал растущие панические настроения. С ним согласилась и приглашенный эксперт из ЮФУ - кандидат психологических наук, Валерия Альперович.
(слушайте в подкасте)
Но тревожными образами будущего трехкратный рост цен на отдельные товары не объяснишь. В центре внимания оставалась гречка, которая в некоторых сетях с начала осени подорожала в два с половиной раза (на 150%). Как только этот процесс начался, в российских СМИ начали появляться предположения о картельном сговоре производителей или ритейлеров. Однако подобный процесс в рамках конкретного региона представить нельзя, да и это было бы невыгодно продавцам - заявил замдиректора южного филиала Х5 retail group, Алексей Полянский.
(слушайте в подкасте)
Вдобавок, картельный сговор не может быть причиной ажиотажного спроса - по статистике, за последний месяц жители донского края скупили трехмесячный запас крупы. Рынок с таким наплывом покупателей не справляется, и на полках остается только продукт премиум-сегмента. Это еще один камень в огород производителей сырья - ведь в прошлом году его собрали даже больше, чем в 2012-м. Участники встречи сходились во мнении, что они просто воспользовались удобной ситуацией - в начале осени в Алтайском крае прошло наводнение, и урожай мог пострадать. Реальных последствий для его сбора не было. Подтвердил эту теорию и Юрий Бондарев, директор компании «Основа», которая, в частности, занимается фасовкой крупы.
(слушайте в подкасте)
Отмечу, что разные продукты ведут себя по разному. Например, мясо птицы, подорожавшее с начала осени на треть, уже в декабре подешевело на четверть. Однако это скорее исключение из правил. Даже для того, что производится и выращивается в России используется импортная техника, корма, семена и удобрения. И цена на продукты с определенным лагом повторяет цену доллара и евро.
Возможно, скоро мы столкнемся с последствием ценового ралли в отечественнных магазинах: покупатели потянутся из магазинов среднебюджетного сегмента в сети-дискаунтеры. Уже сейчас, например, человеческий трафик у «Солнечного круга» упал примерно на 8%.