Текстовая версия выпуска
День инвалидов отмечают сегодня по всему миру. Его цель - помочь людям с ограниченными возможностями интегрироваться в жизнь общества. Три года назад в нашей стране заработала программа «Доступная среда». Она призвана за пять лет превратить Россию в место, где инвалиды смогут беспрепятственно передвигаться по улицам и оперативно получать помощь. Сейчас большинство городов никак не приспособлено для колясочников. Как инвалиды чувствуют себя в Ростове, выяснила патрульная Мария Погребняк.
(слушайте в подкасте)
Владимир Ерышканов уже тринадцать лет в коляске, у него серьезная травма позвоночника. Несмотря на это, он всю жизнь занимается спортом – тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом и даже баскетболом. Участвует в соревнованиях и старается не сидеть дома. Еще летом на тренировки спортсмена возило бесплатное «Социальное такси» - его спонсировала администрация. Сейчас, по словам чиновников, денег на транспорт для инвалидов нет. Мало того – колясочникам предложили платить за проезд самим, рассказывает Владимир.
(слушайте в подкасте)
Владимир с друзьями-спортсменами раньше ездил в бассейн спорткомплекса «Новое поколение» в Первомайский район. Объект полностью приспособлен для колясочников. Там есть все необходимое – от пандусов и лифтов до специального инвентаря. Строительство контролировало общество инвалидов-опорников «Икар». Открыли спорткомплекс полтора года назад, деньги выделили из трех бюджетов – федерального, областного и городского. По словам Владимира Ерышканова, прошлым летом инвалидов перестали пускать в бассейн. Колясочникам сделали платный вход и обвинили в антисанитарии.
(слушайте в подкасте)
Три года назад федеральные власти приняли свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Он разработан в соответствии с принципами конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно правилам, каждое здание обязано иметь пандусы и кнопки вызова, доступные для колясочников. В помещениях, например, поликлиник, вся информация должна быть не только визуальной, но еще и звуковой и тактильной. Строгие нормы касаются и улиц.
«В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортового камня тротуара не должна превышать 4 см. Ширина пониженного бордюра - не менее 90 сантиметров, который окрашивается контрастной жёлтой краской. Для предупреждения людей с потерей зрения о приближении к пешеходному переходу, следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара. Толщина швов между бетонными плитами - не более 1,5 см.»
Ростов соответствует нормам только отчасти. Пандусами оборудованы не больше сотни домов, в основном новых. Почти все поликлиники и аптеки имеют специальный въезд для колясочников и кнопки вызова сотрудников. Но практически вся необходимая инфраструктура для глухих и слепых отсутствует. Большинство супермаркетов, ресторанов, банков, библиотек и торговых центров недоступны для колясочников. Новые дороги должны строить с пониженными бордюрами. Но, как рассказала жена инвалида с диагнозом «рассеянный склероз» Ирина Бедросова, это не так – даже если обещание дал сам управляющий областным Департаментом архитектуры.
(слушайте в подкасте)
Основная надежда инвалидов на справедливость – это общественные и правозащитные организации. Их в нашем городе пара десятков. Активнее прочих отстаивает права инвалидов «Феникс» - этому сообществу почти тридцать лет. Ее участники следят за тем, чтобы новые здания были построены в соответствии со всеми нормами и законами. По мнению председателя «Феникса» Галины Соколюк, зачастую это бессмысленно. Причина – в безграмотности рабочих.
(слушайте в подкасте)
В Ростове живет больше восьмидесяти тысяч инвалидов. Большинство вынуждено сидеть дома, хотя по закону колясочники имеют право на трудоустройство. В реальности они никому не нужны – работу имеют триста человек на всю область. Единственная государственная организация, помогающая инвалидам – Департамент социальной защиты. Они отвечают за программу «Доступная среда» и занимаются строительством пандусов. Работа ведется, но очень медленно. За этот год ведомство планирует переоборудовать всего пятьдесят объектов, рассказала Радио Ростова его директор Елена Батурина.
(слушайте в подкат
В Европе подъемник для инвалидов можно найти даже в маленькой французской деревеньке. У нас колясочники чувствуют себя более или менее комфортно в крупных городах – например, в Москве или Санкт-Петербурге. Цивилизованным становится и соседний Краснодар. По словам колясочника Александра Цвирко, пандусы там есть почти в каждом ресторане. Единственное, что пока получается у государства – это социальная реклама. Благодаря ей восприятие особым людей обществом хоть немного, но все же изменилось, считает Александр.
ЦВИРКО_ГОТ
В этом году власти планируют выделить из бюджета триста десять миллионов рублей – на закупку пятидесяти низкопольных автобусов большой вместимости. Но курсировать по городским улицам они начнут еще через год, а то и через два.
Добавлю, в начале ноября думские депутаты предложили создать институт уполномоченного при президенте по защите прав инвалидов. Поводом стал скандальный случай с восьмилетней девочкой-колясочницей в аэропорту Шереметьево-2. Из-за врожденной болезни она дышит с помощью аппарата искусственного дыхания. Ее отказались пустить на борт самолета – вес кресла превысил допустимый.